Четверг, 2024.05.02, 03:26Приветствую Вас Гость | RSS
Архив сайта "В КРУГУ СЕМЬИ"
Главная | Почитать | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории каталога
Среднее образование [1]
Высшее образование [0]
Дополнительное образование [1]
Дошкольное образование [3]
Школа [2]
Карьера [2]
Как все успеть? [0]

Главная » Статьи » Образование и карьера » Дошкольное образование

Воспитание от 0 до 7 лет
Воспитание ребёнка до 7 лет
с точки зрения духовной науки

Искусство воспитания должно основываться не на общих рассуждениях о «гармоничном развитии всех сил и способностей», оно может быть построено лишь на основе подлинного познания существа человека. Дело вовсе не в ошибочности таких общих рассуждений, просто от них не больше проку, чем от рассуждений о том, что для исправной работы механизма все его части следует привести в гармоническое соответствие. Правильно обращаться с механизмом будет не тот, кто попытается управлять им при помощи общих рассуждений, а тот, кто в подробностях знаком с его устройством. В искусстве воспитания речь идёт о конкретных знаниях в отношении членов (частей) существа человека и закономерностей их развития. Необходимо знать, в каком возрасте и каким образом следует воздействовать на тот или иной член организации человека. Конечно, подобное истинно реалистическое искусство воспитания лишь постепенно может проложить себе дорогу в жизнь. Это обусловлено присущим нашему времени мировоззрением, которое сообщения о фактах духовного мира ещё долго будет расценивать как фантастические и бредовые, а общие, бессодержательные рассуждения – рассматривать как результат реалистического образа мыслей. Здесь совершенно открыто должно быть сказано - что ныне многими принимается за фантастические измышления, то в будущем станет общепризнанным.
… Задача, стоящая перед телом человека в период между рождением и сменой зубов в семилетнем возрасте, существенно отличается от тех задач, которые встают перед ним в последующей жизни. В эту эпоху должны определённым образом сформироваться физические органы: должна установиться известная тенденция их соотношений в структуре организма. В дальнейшем они будут расти в соответствии с уже определившимися формами. Если процесс формообразования был правильным, правильными будут и формы завершивших свой рост органов; в итоге неправильного формообразования вырастут уродливые органы. То, что было упущено воспитателем в период первого семилетия жизни ребёнка, не может быть восполнено впоследствии. Только благодаря воздействию правильного физического окружения физические органы ребёнка могут сформироваться правильным образом.
Существуют два ключевых слова, раскрывающие нам суть отношения ребёнка к его окружению: это подражание и пример. Аристотель называл человека самым подражающим из животных; в наибольшей мере это определение приложимо именно к раннему детству, до смены зубов. Ребёнок подражает происходящему в его физическом окружении, и в процессе этого подражания его физические органы принимают свои окончательные формы. Физическое окружение – это то, что материальным образом совершается вблизи ребёнка, всё, что ребёнок может воспринять своими чувствами, всё, что через физическое пространство может влиять на его духовные силы. Сюда относятся все совершаемые в присутствие ребёнка моральные и аморальные, разумные и неразумные поступки.
В данном направлении на него влияют не рассудочные поучения, но то, что у него на виду делают взрослые. В своём превосходном педагогическом сочинении «Левана или Наука воспитания» Жан Поль совершенно справедливо заметил, что ребёнок, который став взрослым, будет совершать кругосветные путешествия, в раннем детстве успевает научиться от своей кормилицы большему, чем ему предстоит научиться за время всех его путешествий. При этом учится ребёнок не посредством обучения, а посредством подражания. А его физические органы приобретают свои окончательные формы под воздействием физического окружения. Органы зрения будут здоровыми, если правильны освещение и сочетание цветов в окружении ребёнка; и точно так же в мозгу и в системе кровообращения складываются физические предпосылки для здорового морального чувства, если моральным является то, что ребёнок видит в своём окружении. У человека, который до семилетнего возраста видит в своём окружении лишь неразумные поступки, мозг формируется так, что в дальнейшей жизни этот человек сам оказывается способным лишь на неразумное поведение.
Испытывая нагрузку, мускулы рук становятся сильными и крепкими, и для правильного развития мозга и других органов физического тела необходимо, чтобы они испытывали соответствующее воздействие из окружения. Например, мы можем сделать для ребёнка куклу: возьмём носовой платок и, сложив его, сделаем из двух углов ноги, а из двух других углов – руки, на месте головы завяжем узел, на котором чернилами нарисуем глаза, нос, рот. Мы можем также купить ребёнку в магазине «красивую» куклу, у которой будут настоящие волосы и румяные щёчки. Не стоит и говорить о том, что купленная кукла уродлива и способна навсегда извратить здоровое эстетическое чувство. Для воспитателя главное заключается совсем в другом. Играя со сложенной салфеткой, ребёнок в своей фантазии восполняет то, чего недостаёт для того, чтобы выглядеть человеком. Работа фантазии оказывает формирующее воздействие на мозг – он испытывает нагрузку, подобную той, которую испытывают мускулы занятых работой рук. Мозг ребёнка, получившего так называемую «красивую» куклу, в данном смысле бездействует; вместо того, чтобы развиваться он чахнет, сохнет. Если бы родители могли наблюдать процессы формирования мозга так, как это делает тот, кто проводит духовно-научное исследование, они, несомненно, давали бы своим детям только те игрушки, которые способствуют активизации этих процессов. Все игрушки, состоящие из мёртвых математических форм, действуют на формообразующие силы в ребёнке иссушающее и умертвляющее – правильно же действует всё то, что вызывает представление о живом. В наше материалистическое время появляется мало хороших игрушек. Примером прекрасной здоровой игрушки являются «кузнецы»: две подвижных деревянных фигурки, поочерёдно ударяющих молотком по наковальне. Очень хороши книжки с картинками и вставными фигурками, которые, если их потянуть за специальные ниточки, передвигаются по странице. Застывшее изображение, таким образом, ребёнок может превратить в подвижное действие; играя, он сообщает физическим органам внутреннюю подвижность, необходимую для того, чтобы правильным был процесс их формирования.
Обратимся к другим примерам. Согласно духовной науке обстановка, в которой живёт нервный, легко возбудимый ребёнок, должна быть организована иначе, чем обстановка, предназначенная для апатичного, вялого ребёнка. Всё должно быть принято во внимание: от цвета стен комнаты и окружающих предметов – до цвета одежды, которую на него надевают. Возбудимого ребёнка следует растить в окружении красного и красно-жёлтого цветов, в эти же цвета должна быть окрашена и его одежда, а вокруг апатичного ребёнка должны преобладать синий и сине-зелёный цвета. Всё зависит от того, какой дополнительный цвет возникает в результате зрительного восприятия. Например, при восприятии красного цвета дополнительным цветом является зелёный, а при восприятии синего – светло-оранжевый. В этом легко убедиться, если на некоторое время сосредоточить взор на красной или синей поверхности, а затем быстро перевести его на белую поверхность. Дополнительный цвет, возникающий в физических органах ребёнка, собственно, и оказывает воздействие на его организм. В возбудимом ребёнке красный цвет вызывает зелёный противообраз. Такое генерирование зелёного цвета действует успокоительно: физические органы обретают тенденцию к успокоению.
С детьми дошкольного возраста очень важно принимать во внимание, что само физическое тело создаёт критерии того, что ребёнку полезно. Оно достигает этого, формируя желания. Вообще говоря, здоровое физическое тело желает того, что ему полезно. Поэтому нужно чутко прислушиваться к тому, чего требуют здоровая склонность, здоровое желание, здоровое влечение и здоровая радость. Радость и удовольствие – силы, наилучшим образом формирующие физические органы. Ребёнку может быть причинён большой ущерб тем, что он не будет поставлен в правильное физическое отношение к своему окружению. Особенно осторожного подхода требуют инстинкты питания. В результате неправильного кормления ребёнок может совершенно утратить здоровые инстинкты питания, а при надлежащем кормлении они будут регулировать его желания так, что, вплоть до стакана воды, он будет просить только того, что в данном случае для него полезно, и отказываться от всего, что для него вредно. Будучи положенной в основу искусства воспитания, духовная наука имеет возможность давать самые конкретные указания относительно каждого рода пищи. Ибо она отвечает на реальные потребности жизни и вовсе не представляет собой отвлечённой теории.
Итак, к силам, оказывающим формирующее воздействие на физические органы, принадлежит радость, которую ребёнку дарит его окружение: ласковые лица воспитателей и, прежде всего, искренняя, непритворная любовь. Любовь, своим теплом согревающая физическое окружение, в подлинном смысле слова – как наседка яйца – высиживает формы физических органов.
Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам – это и есть нормальное состояние ребёнка. И нужно тщательно заботиться о том, чтобы в его окружении не происходило ничего такого, чему ему не следовало бы подражать.
В особенности опираться на принцип подражания нужно, занимаясь с детьми постановкой речи. Говорить ребёнок лучше всего учится слушая. Применение всевозможных приёмов и правил ни к чему хорошему здесь не приводит.
Важно, чтобы в дошкольном детстве органы чувств получали впечатления от красивых ритмов - в этом отношении одним из лучших воспитательных средств являются детские песни. Внимание при пении следует обращать не столько на смысл, сколько на красоту звучания. Чем более живительным будет воздействие на глаз и ухо, тем лучше. Не следовало бы недооценивать того, сколь благотворными для формирования организма являются танцевальные движения, сопровождаемые музыкой.
Таким образом, в первом семилетии жизни ребёнка благодаря описанным здесь воспитательным принципам закладывается основа для здоровой, сильной воли: опорой для неё служат правильно сформированные органы физического тела.

Рудольф Штайнер «Воспитание ребёнка
с точки зрения духовной науки» (отрывок).

Источник: http://Р.Штайнер "Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки"

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Мария (2007.09.10) | Автор: Мария Головина
Просмотров: 1782 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2006